ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 февраля 2015 г. № 156

Об утверждении Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 годы

В соответствии с абзацем вторым подпункта 2.1 пункта 2 протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», от 12 января 2015 г. № 1 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития педагогического образования на 2015–2020 годы.

2. Учреждению образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (А.И.Жук) разработать проект Плана мероприятий по реализации Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 годы и представить в Министерство образования для утверждения.

Срок исполнения – 30 марта 2015 г.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра В.А.Богуша.

 

Министр

М.А.Журавков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ
Министерства образования
Республики Беларусь

25.02.2015 № 156

КОНЦЕПЦИЯ
развития педагогического образования на 2015–2020 годы

1. Общие положения

Концепция развития педагогического образования на 2015–2020 годы (далее – Концепция) определяет приоритетные направления совершенствования системы в современных социально-экономических условиях и прогнозирует возможности повышения ее социальной эффективности.

Нормативную правовую базу настоящей Концепции составляют: Конституция Республики Беларусь, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2003 № 863, Кодекс Республики Беларусь об образовании; Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669, Программа совершенствования научной сферы Республики Беларусь, утвержденная постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24.12.2013 № 5/25, Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2000 № 527, Программа реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.10.2000 № 47, Программа развития общего среднего образования на 2007–2016 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725, Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2012 № 210, Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 № 27.

Концепция разработана в соответствии с протоколом поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко (подпункт 3.2 пункта 3), данных 19 апреля 2013 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 10.06.2013 № 11, протоколом поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» от 12.01.2015 № 1, Комплексом мероприятий по обновлению и совершенствованию системы педагогического образования и повышению квалификации педагогических работников, утвержденного Министром образования Республики Беларусь 23.07.2013.

Концепция учитывает международные обязательства Республики Беларусь, закрепленные в международных соглашениях, в частности, цели Евразийской экономической интеграции: тенденции глобализации и их воздействие на национальные системы высшего образования, усиление взаимозависимости и сближения систем, конкуренции и сотрудничества между учреждениями высшего образования.

Реализация Концепции рассчитана на период 2015–2020 годов.

2. Состояние национальной системы непрерывного педагогического образования

Современная система непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь – это динамично развивающаяся система, которую отличают открытость, ступенчатость, многоуровневость и многофункциональность. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях.

Национальная система педагогического образования обеспечивает квалифицированными кадрами различные типы учреждений образования. В стране функционирует более 8 тысяч учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых свыше 200 тысяч педагогов обеспечивают обучение и воспитание около 2 миллионов воспитанников, учащихся и студентов. Почти половина педагогических кадров страны задействована в системе общего среднего образования.

Система непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь включает:

профильное (допрофессиональное) образование на третьей ступени общего среднего образования;

среднее специальное педагогическое образование;

высшее педагогическое образование;

послевузовское образование;

дополнительное образование взрослых.

В целях привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования возрождается практика работы классов педагогической направленности. Такие классы открыты в 11 школах г. Минска и Минской области (250 учащихся). В Гродненской области действует 123 класса/группы (767 учащихся), в которых реализуется программа факультативных занятий для учащихся 10-х классов «Профессия – педагог». Суть допрофессиональной подготовки заключается в изучении обучающимися определенных учебных предметов (математики, физики, истории и др.) на повышенном уровне сложности и факультативных занятий, воспитывающих ценностное отношение к педагогической деятельности и педагогической профессии, помогающих учащимся самоопределиться в ее выборе.

В структуре непрерывной подготовки специалистов образования предусмотрена возможность получения среднего специального педагогического образования на базе колледжей (3–4 года обучения). Обучение в педагогическом и индустриально-педагогическом колледже отличается практико-ориентированностью приобретаемых знаний и умений, достаточной общепедагогической подготовкой. Выпускники педагогических колледжей могут работать в учреждениях дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования, имеют возможность получить высшее образование в сокращенные сроки.

Подготовку специалистов образования со средним специальным образованием осуществляют 19 колледжей по 9 специальностям. Подготовка по специальностям «Дошкольное образование» ведется в 14 колледжах, «Начальное образование» – в 9 колледжах, «Иностранный язык» – в 7 колледжах, «Физическая культура» – в 4 колледжах, «Профессиональное обучение» в 9 колледжах.

Специальности педагогических колледжей и учреждений высшего образования взаимосвязаны и интегрированы. В республике реализуются программы сокращенной подготовки выпускников педагогических колледжей в учреждениях высшего образования. В рамках развития ступенчатости непрерывного педагогического образования 9 колледжей включены в структуру университетов, что позволяет рассматривать педагогические колледжи как начальную ступень высшего педагогического образования.

На уровне высшего педагогического образования реализуется двухступенчатая система подготовки педагогических кадров: специалистов и магистров. Первая ступень (4–5 лет обучения) обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками в соответствии с профилями подготовки, которые могут работать в учреждениях образования всех уровней. Вторая ступень высшего образования – магистратура (1–2 года) – обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Особенностью в подготовке специалистов образования на второй ступени стало открытие практико-ориентированной управленческой магистратуры, выпускники которой могут работать менеджерами в учреждениях образования.

В настоящее время (по состоянию на 24.02.2015) в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (далее – ОКСК) профили образования А «Педагогика» и В «Педагогика. Профессиональное образование» включают 30 специальностей высшего образования I ступени и 7 специальностей высшего образования II ступени (c присвоением степени «Магистр педагогических наук»).

Кроме того, в рамках семи профилей образования ОКСК (С, D, E, G, H, L, N) имеются 50 специальностей высшего образования I ступени, в рамках которых присваиваются педагогические квалификации (преподаватель, педагог). В рамках трех профилей образования ОКСК (E, I, P) имеются 6 специальностей высшего образования II ступени (c присвоением степени «Магистр педагогических наук»).

Подготовка по специальностям и направлениям специальностей, в рамках которых присваиваются педагогические квалификации, ведется в 25 учреждениях высшего образования республики: в 4 профильных (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина, Минский государственный лингвистический университет, Белорусский государственный университет физической культуры); 9 классических (Белорусский государственный университет, Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина, Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Витебский государственный университет имени П.М.Машерова, Полоцкий государственный университет, Барановичский государственный университет, Полесский государственный университет), в Белорусском национальном техническом университете, Минском государственном высшем радиотехническим колледже и др.

Подготовка научных работников высшей квалификации в университетах республики осуществляется через аспирантуру и докторантуру, образовательная программа которых реализуется в дневной и заочной (только в аспирантуре) формах получения образования либо в форме соискательства. Целью послевузовского образования является своевременное и качественное воспроизводство высококвалифицированных преподавательских и научных кадров для высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования взрослых, а также научных работников высшей квалификации для научно-исследовательских организаций и учреждений Республики Беларусь и иностранных государств.

Педагогическая отрасль наук охватывает 6 специальностей. Подавляющая часть аспирантов и соискателей обучается по 2 специальностям – «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)». Послевузовское образование является средством углубления теоретической и специальной подготовки научных работников высшей квалификации, овладения ими современными методами и средствами научных исследований, умением самостоятельно на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.

Повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров в республике осуществляют 17 учреждений образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых. В этом направлении успешно работают государственные учреждения образования: Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, Республиканский институт профессионального образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минский государственный лингвистический университет, Минский городской институт развития образования, областные институты развития образования и др. Ежегодно в данных учреждениях образования проходят повышение квалификации около 40 тысяч педагогических работников.

С 2000 года по настоящее время основными документами, определяющими стратегию и основные направления развития системы педагогического образования, являются Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2000 № 527, и Программа реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.10.2000 № 47.

По основным направлениям развития системы педагогического образования достигнуты определенные позитивные результаты. Уточнен классификатор педагогических специальностей, обновилось содержание педагогического образования, усовершенствована информационно-образовательная среда и научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов образования. Образовательные стандарты третьего поколения гармонизированы с российскими и украинскими стандартами и по ряду концептуальных подходов соотносятся с европейскими измерениями.

Для повышения качества организации образовательного процесса в стандартах предусмотрено: увеличение доли управляемой самостоятельной работы обучающихся, использование современных информационных и инновационных педагогических технологий, усиление проблемно-исследовательской и практико-ориентированной направленности подготовки будущих специалистов.

Усиливается взаимодействие системы подготовки педагогических кадров и учреждений образования разных типов и уровней. На базе учреждений дошкольного, общего среднего, специального и др. образования действуют филиалы кафедр учреждений высшего образования.

Интеграции национальной системы педагогического образования в мировое образовательное пространство способствует расширение международного сотрудничества. Оно осуществляется через установление и развитие эффективных взаимовыгодных партнерских связей с ведущими учебными и научными заведениями мира, участие в международных проектах и программах, развитие академической мобильности.

Однако ряд положений Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2000 № 527, остались декларативными, а некоторые мероприятия Программы реализации Концепции выполнены не в полной мере или совсем не выполнены (подготовка научно обоснованного прогноза потребности в педагогических кадрах; создание единой информационной системы и базы данных о педагогических кадрах; осуществление мониторинга функционирования и развития всех звеньев системы образования; разработка программы поддержки работников образования с учетом демографической ситуации; разработка рекомендаций по рационализации труда преподавателей и научных работников; разработка государственной программы социальной поддержки молодых специалистов и др.). Причины этого обусловлены сложностью поставленных задач, отсутствием четко сформулированных результатов реализации концепции, показателей ее социально-экономической эффективности, слабой координацией соисполнителей программы, ограниченностью материальных ресурсов.

На процесс развития непрерывного педагогического образования продолжают оказывать негативное влияние такие факторы, как демографический спад, низкий престиж педагогической профессии, старение преподавательского состава, отток научных работников высшей квалификации в более оплачиваемые сферы экономики, сокращение объема научно-исследовательских работ в области образования и др.

Необходимость разработки новой концепции обусловлена изменившейся социокультурной ситуацией и новыми целевыми ориентирами общего среднего, специального и дополнительного образования детей и учащейся молодежи. Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости инклюзивного образования требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практико-ориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов.

С целью преодоления негативных факторов и придания педагогическому образованию опережающего характера необходимо устранить несоответствия между:

новыми требованиями к профессиональной компетентности специалистов образования и традиционным содержанием педагогического образования;

необходимостью создания развивающей информационно-коммуникационной среды и реализуемыми традиционными методами, формами и средствами образовательного процесса, направленными преимущественно на освоение «готовых» знаний;

декларацией преемственности в подготовке научных работников высшей квалификации для решения актуальных проблем психолого-педагогической науки и образовательной практики и нереализованностью непрерывной подготовки высококвалифицированных научных кадров;

необходимостью интеграции учебно-научно-инновационного потенциала образовательных и научно-методических учреждений для повышения качества непрерывного педагогического образования и разобщенностью учреждений образования в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов образования;

высокой социальной значимостью педагогической профессии и недостаточным уровнем ресурсного обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образования.

Преодоление этих и других несоответствий требует обновления цели и конкретизации задач дальнейшего развития национальной системы непрерывного педагогического образования.

3. Цель, задачи и принципы развития национальной системы непрерывного педагогического образования

Цель развития национальной системы непрерывного педагогического образования – повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образования на основе социального партнерства, достижений психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики.

Задачи развития национальной системы непрерывного педагогического образования:

1. Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учетом социально и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования.

2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения.

3. Совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики, принципов непрерывности и преемственности.

4. Переход на кластерную модель развития, обеспечивающую интеграцию потенциалов образования, психолого-педагогической науки и эффективной образовательной практики субъектов кластера для повышения качества педагогического образования.

5. Совершенствование ресурсного обеспечения национальной системы непрерывного педагогического образования в условиях информационного общества и повышение престижа педагогической профессии.

Принципы развития национальной системы непрерывного педагогического образования:

соответствие основным направлениям государственной политики в сфере образования Республики Беларусь;

социокультурная направленность (реализация непрерывного педагогического образования как ресурса устойчивого развития общества);

социальное партнерство нанимателей, различных учреждений образования, органов государственного управления и общественных организаций;

конкурентоспособность (обеспечение в единстве фундаментальной и практической подготовленности выпускников к эффективной профессиональной деятельности в современных условиях);

оптимизация (перепроектирование всех процессов в системе непрерывного педагогического образования с целью повышения их эффективности при сокращении финансовых расходов);

взаимодополнение традиций и инноваций (проектирование изменений в системе непрерывного педагогического образования на основе достижений педагогической науки и практики);

непрерывность педагогического образования (формирование системы согласованных и дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, обеспечивающих профессиональное развитие на протяжении всей профессиональной карьеры);

преемственность дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего педагогического образования, послевузовского и дополнительного образования взрослых (опора на единую систему психолого-педагогических принципов, последовательность и поэтапность в освоении образовательных программ, единое информационно-образовательное пространство).

4. Стратегические направления развития национальной системы непрерывного педагогического образования

4.1. Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учетом социально и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования

Высокая социально-культурная миссия педагогической профессии и необходимость компетентно решать профессиональные задачи в условиях современной педагогической реальности обусловливают необходимость единства мировоззренческого, духовно-нравственного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов образования.

В образовательных стандартах 2013 года это единство обеспечивается формированием у будущего специалиста образования трех групп компетенций: академических, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться; социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Современный конкурентоспособный специалист образования – это профессионал, органично сочетающий в себе фундаментальную и практическую подготовку, компетентное владение традиционными и новыми профессиональными функциями.

Традиционные функции выступают инвариантом в профессиональной подготовке и связаны с миссией педагогической профессии, которая является исторически непреходящей и заключается в передаче культурно-исторического опыта. Каждый выпускник педагогических специальностей должен овладеть профессиональной деятельностью как антропологической практикой, т.е. практикой социального созидания человека, который эффективно адаптируется в социуме, вносит свой вклад в общественное развитие путем реализации своего индивидуально-творческого потенциала. Для достижения этой цели требуется обновление и углубление содержания психолого-педагогических и социально-гуманитарных дисциплин и повышение методической компетентности профессорско-преподавательского состава.

Вместе с тем тенденции развития современной экономической и социально-культурной ситуации, динамика происходящих в обществе и мировом сообществе процессов, ускорение темпов обновления знаний, техники и технологий, снятие границ межкультурной коммуникации и др. актуализируют необходимость владения педагогами новыми компетенциями, которые позволят специалистам образования адекватно реагировать на вызовы и риски современного информационного общества, быть конкурентоспособными.

Выпускнику педагогических специальностей учреждения высшего образования необходимо обладать информационно-коммуникационными компетенциями: владеть методологией поиска нового (информации, идей и т.п.), методикой анализа и адаптации знаний к своим профессиональным потребностям; уметь преобразовывать информацию в специальные знания; формировать информационную культуру обучающихся и др.

Для современного педагога возрастает значимость проектных компетенций, которые позволяют ему осознанно и самостоятельно планировать профессиональную деятельность, осмысленно строить профессиональную карьеру, находить оптимальные решения инновационного характера, быть способным воплотить свои замыслы в инновационный проект и реализовать его, системно совершенствовать образовательный процесс, формировать у обучающихся способность к построению собственной образовательной траектории и др.

Современному педагогу необходимо уметь работать с разными категориями детей и их родителями: одаренными детьми; детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития; детьми, оказавшимися в социально опасных условиях; склонными к употреблению алкоголя, наркотических, психотропных веществ; с отклоняющимся (девиантным) поведением; с киберзависимостью; а также с их семьями, в том числе неблагополучными; уверенно действовать в условиях инклюзивного образования; владеть технологиями педагогической поддержки, медиации, тьюторства.

На современного педагога возлагается особая миссия по сохранению национально-культурных традиций и консолидации общества на их основе. Поэтому реализовывать свой потенциал педагог должен не только в учебной, но и в воспитательной работе. В сфере воспитания важными компетенциями становятся: готовность к духовно-нравственному воспитанию детей в глобализирующемся мире; умение организовывать социально значимые инициативы (волонтерское движение, благотворительные акции и др.); опыт популяризации среди школьников идей здоровья, развития установок на здоровый образ жизни, профилактики вредных привычек, агрессии и др.

Подготовка специалистов образования должна обеспечивать достижение интегрированного конечного результата, в качестве которого рассматривается сформированность у обучающихся всего комплекса компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению задач личностного, социального и профессионального характера.

Уточнение современных целей непрерывного педагогического образования требует разработки профессионального стандарта педагога как детерминанты образовательного стандарта. В профессиональном стандарте необходимо предусмотреть наличие инвариантной и вариативной составляющих. Инвариантная составляющая должна включать требования к общепрофессиональной подготовке, вариативная – к специальной подготовке в соответствии с уровнями образования и профилями будущей педагогической деятельности. Такой стандарт позволит создать компетентностные модели выпускников среднего специального, высшего и дополнительного педагогического образования, явится основанием для отбора и конструирования обновленного содержания непрерывного педагогического образования.

В структуре образовательных программ профессиональной подготовки в обязательном порядке должны быть представлены три компонента: ценностно-ориентационный, теоретико-методологический, операционально-деятельностный.

Ценностно-ориентационный компонент призван обеспечить введение студентов в педагогическую профессию и их включение в освоение ценностно-гносеологических оснований педагогики, обогащение мотивами и навыками личностно-профессионального саморазвития.

Теоретико-методологический компонент должен обеспечить овладение знаниями и умениями в области методологии, теории и практики педагогической и социально-педагогической деятельности, развитие у студентов социально-педагогического мышления, его рефлексивной, креативной направленности.

Операционально-деятельностный компонент должен обеспечить готовность студентов к проектированию и реализации профессионально-педагогической деятельности на основе эффективных образовательных технологий, к решению педагогических проблем, конструктивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса.

Обновление содержания педагогического образования должно осуществляться с учетом единых для европейского образовательного пространства принципов формирования и совершенствования содержания педагогического образования:

фундаментальности (включение в содержание элементов, сущностно отражающих профессионально-педагогическую культуру);

контекстности (направленность на функциональное обеспечение будущей профессиональной деятельности);

актуальности (своевременность изучения данного содержания, нацеленность на решение злободневных педагогических проблем);

верифицируемости (оценка содержания на предмет его высокой научной и практической значимости);

дифференциации (определение объема и глубины подготовки педагогов с учетом ее уровней);

гуманизации (учет потребностей студентов, расширение свободы выбора, поддержка творческих начал личности).

С позиции этих принципов важными задачами совершенствования содержания непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь являются:

разработка профессионального стандарта педагога и на его основе обновленного образовательного стандарта непрерывного педагогического образования;

пересмотр перечня и обновление содержания психолого-педагогических дисциплин с учетом реалий современной системы образования и востребованных новых видов педагогической практики;

конструирование содержания учебных дисциплин с ориентацией на теорию проблемно-деятельностного обучения.

При определении содержания педагогического образования необходимо большее значение придавать его воспитывающей функции, ориентации на формирование у педагога духовных и нравственных качеств личности, культуры педагогического мышления, здоровьесбережения, личностного и профессионального самосовершенствования.

Современное содержание педагогического образования должно быть открытым и развивающимся; создавать позитивную мотивацию у будущих педагогов к осуществлению эффективной педагогической деятельности; стимулировать интерес к самовоспитанию и самообразованию; включать инвариантные и вариативные компоненты; отражать генезис педагогической системы и деятельности; ориентироваться на перспективные потребности личности и общества; отражать междисциплинарный характер человековедческих знаний; реализовываться в контексте непрерывного образования педагога.

4.2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения

Проблемно-деятельностное структурирование содержания педагогического образования предполагает обновление организационных форм и методов образовательного процесса. Очевидна необходимость перехода от парадигмы преподавания к парадигме учения. Это требует пересмотра в учебных планах соотношения аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а также формирования готовности преподавателей перейти в режим индивидуальной поддержки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся с эффективными способами сопровождения и контроля данного процесса.

В эпоху информационного общества необходимо осуществлять переход от монологической формы проведения лекций к интерактивным формам; включать обучающихся в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность по освоению учебной дисциплины в рамках индивидуальных и групповых проектов, обеспечивая при этом формирование рефлексивной основы профессиональной деятельности. На семинарских занятиях в форме дискуссий обсуждать теоретико-методологические основания проделанной работы, на практических – через деловые игры, решение кейсов, работу в малых группах и др. – прикладные аспекты, а на лабораторных занятиях, которые в различных формах должны проводиться на базе учреждений образования, отрабатывать конкретные навыки профессиональной деятельности.

Во многом этим параметрам соответствует кредитно-модульная система организации образовательного процесса, к внедрению в практику которой должны стремиться все университеты, педагогические колледжи и учреждения дополнительного образования взрослых учебно-научно-инновационного кластера.

Значимым объектом усвоения должны быть методы самостоятельной работы: наблюдение явлений, учебный эксперимент, моделирование, работа с текстами, решение задач и др. Приобщение обучающихся к исследовательской и инновационной деятельности предполагает: изучение реальных процессов образовательной практики; описание и объяснение их; выявление исследовательских и инновационных проблем; проектирование и реализацию способов и средств разрешения этих проблем; оценку эффективности предложенных способов и средств; обоснование и распространение нововведения.

Принципиальной установкой для всех субъектов учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования является организация учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе непрерывной педагогической практики.

Педагогическая практика должна быть коренным образом модернизирована. Она должна начинаться с первого курса, носить перманентный и продуктивный характер на протяжении всего обучения в вузе. При этом студенты должны не просто посещать учреждения образования и присутствовать на учебных занятиях или воспитательных мероприятиях в качестве наблюдателей, а быть включенными в реальные образовательные и воспитательные дела школы, учреждения дошкольного образования и других учреждений, выступающих базами практик.

Одним из эффективных механизмов раннего включения будущих специалистов образования в среду профессиональной деятельности является волонтерство. Волонтерская деятельность в учреждениях образования должна рассматриваться как один из видов педагогической практики.

Представляется целесообразным расширение сети филиалов кафедр, экспериментальных и инновационных площадок в учреждениях дошкольного, специального, общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи с участием преподавателей вузов и школ, студентов, школьников и воспитанников. Эффективность педагогической практики может быть серьезно повышена за счет активизации деятельности студенческих научно-исследовательских лабораторий на базе учреждений образования и привлечения учащихся старших классов к исследовательской работе расширения сети «Школ юных».

Для оказания помощи молодым педагогам в овладении современными образовательными и воспитательными технологиями необходимо создавать школы педагогического мастерства, учебно-научно-консультационные центры, обеспечивающие интеграцию научного и методического потенциалов психолого-педагогических и методических кафедр.

Ориентация образовательного процесса на формирование профессиональной компетентности педагога предполагает фокусирование его на обобщенных навыках, являющихся основой достижения высоких результатов педагогической деятельности (решение олимпиадных задач по предмету, проведение различных типов уроков, организация эвристической и творческой деятельности учащихся и др.). Этому будут способствовать: обучение и микрообучение в педагогических лабораториях; моделирование учебных ситуаций; накопление инновационного опыта педагогической деятельности; использование «историй из жизни», позволяющих оптимизировать переход от педагогической теории к реальной педагогической деятельности посредством иллюстраций и примеров; включение студентов в рефлексивную практику.

В информационном обществе приоритетным направлением модернизации образовательного процесса в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования является широкое применение информационно-коммуникационных технологий. Поэтому при организации лекций, семинаров, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов, педагогической практики необходимо системное обучение применению информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

На базе современных средств обучения (планшетов, интерактивных досок, сетевых технологий и др.) необходимо применение педагогически адаптированного методического обеспечения: электронных учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов, тренажеров. Разрабатываемые информационно-образовательные ресурсы при этом должны способствовать созданию единого образовательного пространства университетов и педагогических колледжей, повышению их доступности, открытости, мобильности и диверсификации («облачное» и смарт-образование).

Создаваемая «инновационная среда» учреждений высшего и среднего специального педагогического образования должна интегрировать учебную, научную, практическую и инновационную деятельность будущего педагога. Особое внимание следует уделить подготовке будущих педагогов к использованию возможностей информатики и ИКТ как прикладного средства при изучении учебного предмета, выявлению и учету влияния на подрастающее поколение мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернета.

Одной из важнейших тенденций совершенствования образовательного процесса является его воспитательная и развивающая направленность, ориентация на потенциал субъекта учебной деятельности, его индивидуальность и самореализацию. Воспитывающее обучение предполагает создание условий для самовоспитания у педагога гражданственности, высокой нравственности, профессионального долга и ответственности, педагогического такта и требовательности к себе и будущей профессиональной деятельности, организованности и упорства в достижении цели. Системным эффектом воспитывающего обучения предполагается становление педагога как субъекта культуры, в том числе профессионально-педагогической, носителя ее высших достижений и подлинной человечности.

4.3. Совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики, принципов непрерывности и преемственности

Подготовка научных работников высшей квалификации должна осуществляться на системной основе. Продуктивность этой подготовки обеспечивается совокупностью следующих условий: организацией научно-исследовательской работы на высоком уровне; организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов и магистрантов; перманентным мониторингом, менеджментом качества и эффективности подготовки аспирантов и докторантов; созданием адекватных управленческих структурных подразделений.

При организации подготовки научных работников высшей квалификации необходимо опираться на следующие концептуальные положения:

подготовка педагога-исследователя призвана обеспечить высокий уровень компетентности в осуществлении исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности;

основой подготовки исследователя выступает формирование исследовательской культуры ученого-педагога, которая включает в себя всю совокупность нормативов (аксиологических, гносеологических, преобразовательных, управленческих), детерминирующих качество и эффективность исследовательской деятельности;

успешность и эффективность научно-исследовательской деятельности определяется направленностью ученого-педагога на решение ключевых психолого-педагогических проблем образования, определенных в приоритетной тематике (проблемном поле) научных исследований;

реализация кластерного принципа организации научно-исследовательской деятельности как формы гибкой межвузовской и междисциплинарной кооперации по решению научно-педагогических проблем и организации подготовки педагогических кадров.

В непрерывной подготовке научных работников высшей квалификации эффективной является следующая логическая последовательность: школа – педагогический колледж – университет – магистратура – аспирантура – докторантура.

Необходимо активизировать взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: совместное проведение конкурсов, конференций, олимпиад, осуществление профориентационной работы. Это расширит не только исследовательскую базу, но и сформирует систему поиска и поддержки талантливых педагогических работников, практиков, способных к научно-исследовательской работе, потенциальных магистрантов и аспирантов.

Студенты и магистранты, ведущие научно-исследовательскую работу, должны являться основным кадровым резервом для подготовки научных работников высшей квалификации. Главным условием получения студентами рекомендаций для поступления в аспирантуру является наличие публикаций, активное участие во всех формах УИРС и НИРС: в научных кружках; в студенческих научно-исследовательских лабораториях; в олимпиадах по учебным дисциплинам; в научных семинарах, конференциях, симпозиумах; в конкурсах научных работ студентов учреждений высшего образования Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья; в учебных стажировках в других университетах с предоставлением отчета о научной работе; в летних научных школах; в финансируемых исследованиях; в опытно-экспериментальной работе в школе.

В рамках отраслевой программы развития кадрового потенциала предусмотреть подпрограмму подготовки научных работников высшей квалификации, которая должна включать: планирование подготовки; обеспечение научно-исследовательской и учебной деятельности аспирантов и докторантов; научно-методическую деятельность университета в области подготовки научных работников; текущий контроль и аттестацию работы аспирантов и докторантов; систему стимулирования научно-исследовательской работы аспирантов и докторантов; международное сотрудничество в области подготовки научных работников высшей квалификации; возможность открытия магистратуры и аспирантуры на базе учреждений дополнительного образования взрослых.

Важнейшую роль в создании условий эффективности аспирантуры играет состав научных руководителей, их научный и педагогический опыт.

К перспективным направлениям повышения качества подготовки научных работников высшей квалификации относятся: междисциплинарный синтез, позволяющий эффективно сотрудничать представителям разных наук; организация процесса подготовки в контексте исследовательского цикла и обеспечение преемственности в ее реализации (школьники – студенты и магистранты – аспиранты – докторанты); повышение уровня информационно-компьютерного обеспечения; создание на базе кафедр научных лабораторий с целью привлечения студентов к научно-исследовательской работе.

4.4. Переход национальной системы непрерывного педагогического образования на кластерную модель развития

Высокая социокультурная значимость педагогического образования для устойчивого развития общества, необходимость повышения его качества с учетом современных требований, наличие в данной системе проблем и разобщенность учреждений образования, научных и научно-методических структур в их решении актуализируют необходимость перехода на кластерную модель развития национальной системы непрерывного педагогического образования.

Кластерная модель развития педагогического образования предполагает использование кластеров в качестве системообразующих элементов развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Под кластером понимается добровольное объединение учреждений и организаций, заинтересованных в инновационном развитии национальной системы непрерывного педагогического образования и взаимодействующих на основе соглашений и договоров.

Кластеры могут быть разных уровней организации (республиканский, региональные), видов (научный, образовательный, научно-методический, учебно-научно-инновационный и др.) и рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие.

В Концепции позиционируется учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования. Это совокупность учреждений высшего образования, профильных классов педагогической направленности, педагогических колледжей, экспериментальных и инновационных площадок в учреждениях образования как сферы трансфера инноваций, научно-исследовательской базы и базы непрерывной педагогической практики, учреждений дополнительного образования взрослых, научных и научно-методических структур, совместная распределенная деятельность которых позволит интегрировать потенциалы образования, психолого-педагогической науки и эффективной образовательной практики для перевода системы педагогического образования на качественно новый уровень.

Основной целью кластера, таким образом, является объединение учебно-научно-инновационного потенциала входящих в него структур для повышения качества подготовки современных специалистов образования, отличающихся не только высоким уровнем гражданственности, культуры и профессиональной компетентности, но и конкурентоспособностью, готовностью к восприятию инноваций, способностью к проектированию и реализации новых образовательных программ и технологий.

Региональные учебно-научно-инновационные кластеры педагогического образования (минский, гродненский, могилевский, гомельский, витебский, брестский) ориентируются на потребности региона с учетом его специфики и возможностей. Региональным центром кластерного развития, как правило, является региональный университет, осуществляющий подготовку педагогических работников.

Основной целью функционирования региональных кластеров педагогического образования является интеграция учебно-научно-инновационного потенциала входящих структур для:

обеспечения эффективной преемственности в подготовке высококвалифицированных педагогов с преодолением дефицита абитуриентов на педагогические специальности и мотивированием на педагогическую профессию лучших учащихся;

усиления практико-ориентированности профессиональной подготовки педагогов с оперативной обратной связью о степени удовлетворенности заинтересованных субъектов;

создания среды опережающего профессионального развития будущих специалистов образования на базах практик, имеющих инновационный опыт;

сокращения периода профессиональной адаптации молодых специалистов.

Участниками региональных учебно-научно-инновационных кластеров педагогического образования могут являться:

учреждения дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования, которые используются в качестве учебной и опытно-экспериментальной базы, на которой студенты, магистранты и аспиранты проходят педагогическую практику, осуществляют учебную, научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, инновационную и проектную деятельность;

учреждения системы дополнительного образования взрослых, призванные осуществлять переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования детей и молодежи, высшего педагогического образования в соответствии с нововведениями на разных уровнях системы образования;

региональные научные и научно-методические структуры, центры и институты, которые совместно с университетами кластера занимаются научно-исследовательской деятельностью и инициируют ее, осуществляют трансфер инноваций на опытно-экспериментальную базу в виде новых образовательных стандартов, учебных программ и учебно-методического обеспечения, новых форм стимулирования учебно-исследовательской активности обучающихся, согласованных на всех уровнях образования;

педагогические сообщества, общественные инициативы, объединения и организации, которые создают духовное и интеллектуальное пространство кластера, расширяют его социальное влияние и значимость.

Региональные кластеры создаются на основе соглашений и договоров заинтересованных субъектов. При этом из числа руководителей участников кластера формируется Совет кластера для выработки региональной кластерной политики и координации деятельности участников по реализации кластерных проектов и инициатив. Совет кластера утверждается управлением образования облисполкомов, Миноблисполкома.

Региональные кластеры осуществляют взаимодействие с управлениями образования облисполкомов, Минского горисполкома, которые участвуют в формировании прогнозов потребности в педагогических кадрах, с другими региональными кластерами на основе социального партнерства.

Республиканский учебно-научно-инновационный кластер призван координировать деятельность региональных кластеров, выполняя методологическую, научно-исследовательскую и инновационно-методическую функции. Его основными задачами являются:

1. Выработка стратегических ориентиров и методологических подходов к развитию педагогического образования.

2. Определение проблемных полей и тематики приоритетных психолого-педагогических исследований в сфере образования, в том числе педагогического.

3. Координация научно-исследовательской деятельности в области педагогического образования.

4. Систематическое проведение республиканских методологических семинаров для магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей, выполняющих диссертационные исследования по педагогическим наукам.

5. Создание информационной базы данных об имеющихся в стране научных школах и инновационном опыте образовательной практики в области педагогического образования.

Участниками республиканского учебно-научно-инновационного кластера педагогического образования являются:

республиканский центр кластерного развития, в качестве которого должно выступать ведущее в отрасли учреждение высшего образования;

региональные кластеры педагогического образования;

республиканские научные и научно-методические учреждения и структуры;

республиканские общественные объединения и организации.

Постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом общественного самоуправления республиканского кластера является Координационный совет, состав которого утверждается Министерством образования из числа руководителей учреждений региональных кластеров, республиканских научно-методических структур, республиканских общественных объединений и организаций.

Республиканский кластер тесно взаимодействует с Министерством образования, определяющим социальный заказ системе педагогического образования, а также с Учебно-методическим объединением по педагогическому образованию, помогающим доводить кластерные проекты и инициативы до нормативного правового обеспечения и реализации в образовательной практике.

Нормативной правовой основой взаимодействия участников кластера является Положение об учебно-научно-методическом кластере педагогического образования.

Учебно-научно-инновационный кластер – это сообщество самостоятельных, равноправно сотрудничающих субъектов. В управлении кластером предусматриваются два уровня. На республиканском уровне обеспечивается его функционирование как целостности в рамках общих стратегических направлений и целевых ориентиров. Этот уровень обеспечивается Координационным советом. На региональном уровне вопросы управления и координации деятельности решаются советами кластеров.

Учебно-научно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования позволит создать принципиально новое научно-образовательное пространство профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в котором:

интеллектуальные ресурсы интегрированы вокруг ключевых проблем развития непрерывного педагогического образования;

организовано сетевое взаимодействие учреждений образования для развития академической мобильности и распространения эффективного научно-педагогического опыта;

реализуется социальное партнерство в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, востребованных на региональных рынках труда;

обеспечена эффективная преемственность в отборе и подготовке высококвалифицированных педагогических кадров;

усилена практико-ориентированность профессиональной подготовки педагогических кадров;

будущий педагог включен в образовательную среду опережающего профессионально-педагогического развития;

период профессиональной адаптации молодых специалистов будет сокращаться.

4.5. Совершенствование ресурсного обеспечения национальной системы непрерывного педагогического образования в условиях информационного общества и повышение престижа педагогической профессии

Важным условием развития национальной системы непрерывного педагогического образования является совершенствование всех видов ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов образования.

Ведущими направлениями совершенствования нормативного правового обеспечения являются: разработка нормативной правовой базы для реализации кластерной модели развития непрерывного педагогического образования, для дистанционного обучения и деятельности тьютора, оказания консалтинговых услуг субъектам педагогического образования.

Совершенствование научно-методического обеспечения педагогического образования обусловлено необходимостью реализации и достижения требований образовательных стандартов, обеспечения преемственности и непрерывности уровней и ступеней педагогического образования, согласования требований к подготовке выпускников на основе профессионального стандарта педагога.

Стратегия развития информационного обеспечения непрерывного педагогического образования предполагает необходимость перехода от инновационных образовательных технологий первого поколения (мультимедийное сопровождение лекций) и инновационных образовательных технологий второго поколения (дистанционное обучение на базе кейс-технологий) к инновационным образовательным технологиям третьего поколения на основе телекоммуникационных (сетевых, Интернет) систем. Целесообразно эффективнее использовать потенциал дистанционного обучения, создавать виртуальные консультационные центры педагогического образования.

Совершенствование кадрового обеспечения педагогического образования связывается: 1) с оптимизацией системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом современных требований общества и системы образования. На всех уровнях и ступенях непрерывного педагогического образования должна создаваться среда опережающего личностно-профессионального развития, сокращающая сроки профессиональной адаптации и обеспечивающая готовность к работе в инновационном режиме; 2) со своевременным и качественным воспроизводством научных работников высшей квалификации (кандидатов, докторов наук) для университетов республики. Для этого необходимы: система отбора и поддержки одаренной молодежи в области научно-педагогической деятельности; преемственность содержания, форм и методов подготовки научно-педагогических работников в рамках магистратуры, аспирантуры, докторантуры; эффективные программы академической подготовки аспирантов. Все мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения педагогического образования должны быть разработаны на основе научно обоснованного прогноза потребности в педагогических кадрах разного образовательного уровня.

Основным направлением совершенствования материально-технического обеспечения национальной системы непрерывного педагогического образования является развитие учебно-лабораторной базы учреждений среднего специального, высшего и дополнительного педагогического образования, их социально-культурной инфраструктуры.

Совершенствование финансового обеспечения предполагает: разработку механизмов привлечения бизнес-сообщества к финансированию проектов развития педагогического образования; развитие многоканальных механизмов привлечения внебюджетных средств, открывающихся в условиях рыночных отношений, что предусматривает организацию дополнительных платных образовательных, консультационных, спортивных, развлекательных и иных услуг; привлечение инвестиционных средств банков, международных организаций, грантов для подготовки педагогических кадров.

Высокая социокультурная миссия педагога как гаранта устойчивого развития общества не соответствует низкому статусу педагогической профессии. Это противоречие может быть разрешено за счет:

организации системной работы по формированию позитивного образа современного учителя, повышению имиджа педагогической профессии через средства массовой информации, телевидение; широкого рекламирования в СМИ достижений, творческого опыта и традиций педагогических династий, коллективов школ;

разработки комплекса мероприятий по развитию профессиональной мотивации педагогических работников на эффективную педагогическую деятельность;

повышения заработной платы педагогических работников (до уровня, не ниже среднего по региону) и поддержки общественно значимых инициатив бизнеса, направленных на социальную поддержку педагогов;

совершенствования входа в профессию (эффективная профориентационная работа, расширение профильных классов педагогической направленности, предоставление льгот при поступлении победителям олимпиад, расширение целевой подготовки);

повышения уровня и творческого характера образовательного процесса, степени удовлетворенности выпускников;

принятия эффективных мер по закреплению в профессии (введение региональных надбавок, совершенствование системы медицинского обслуживания, приобретения жилья и др., в том числе установление единовременных выплат молодым педагогам из средств местных бюджетов при заключении первых контрактов).

5. Планируемые результаты реализации Концепции и показатели ее социально-экономической эффективности

5.1. Механизм реализации Концепции

В качестве механизма реализации Концепции предлагается план основных мероприятий по пяти приоритетным направлениям развития национальной системы непрерывного педагогического образования.

5.2. Планируемые результаты по приоритетным направлениям развития национальной системы непрерывного педагогического образования

5.2.1. Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учетом социально и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования

 

Планируемые результаты:

цель педагогического образования – формирование современного педагога, обладающего актуальными, новыми компетенциями;

профессиональный стандарт педагога, включающий социально обусловленные, новые компетенции и определяющий образовательные стандарты и компетентностные модели на всех уровнях непрерывного педагогического образования;

новые образовательные стандарты педагогического образования и обновленная учебно-программная документация;

новое научно-методическое обеспечение образовательных стандартов.

 

5.2.2. Модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса на основе стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения

 

Планируемые результаты:

реализация стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения;

внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса;

увеличение доли самостоятельной работы, исследовательской и инновационной деятельности студентов с использованием интерактивных форм;

перманентный и продуктивный характер педагогической практики, включение студентов в волонтерскую деятельность;

развитая сеть филиалов кафедр, экспериментальных и инновационных площадок;

открытое образовательное пространство на основе информационно-коммуникационных технологий.

 

5.2.3. Совершенствование подготовки научных работников высшей квалификации с учетом проблем современной психолого-педагогической науки и образовательной практики, принципов непрерывности и преемственности

 

Планируемые результаты:

обеспечение непрерывного цикла подготовки научных работников: школа – университет – магистратура – аспирантура – докторантура;

увеличение приема в магистратуру и аспирантуру лучших педагогов-практиков, работающих на разных уровнях системы образования;

сформированность научных школ по различным направлениям психолого-педагогической науки;

наличие проблемного поля и приоритетной тематики психолого-педагогических исследований;

увеличение количества защит кандидатских и докторских диссертаций в срок;

создание отраслевой подпрограммы подготовки научно-педагогических кадров в рамках отраслевой программы «Кадры»;

наличие широкого спектра научных лабораторий экспериментальных и инновационных площадок;

более высокий уровень информационно-компьютерного обеспечения научных исследований.

 

5.2.4. Переход национальной системы непрерывного педагогического образования на кластерную модель развития

 

Планируемые результаты:

сформированная эффективная система непрерывного педагогического образования;

развитое социальное партнерство в организации учебной, научной и инновационной деятельности;

оптимальное управление, мобильность и гибкость в системе непрерывного педагогического образования;

качественный отбор абитуриентов на педагогические профессии;

практико-ориентированность подготовки педагогических кадров;

опережающий характер подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образования;

правовое закрепление механизмов формирования и функционирования учебно-научно-инновационного кластера.

 

5.2.5. Совершенствование ресурсного обеспечения национальной системы непрерывного педагогического образования в условиях информационного общества и поднятие престижа педагогической профессии

 

Планируемые результаты:

научно- и учебно-методическое обеспечение реализации образовательных стандартов, базирующихся на профессиональном стандарте педагога;

нормативное и правовое обеспечение реализации кластерной модели развития педагогического образования;

информационное обеспечение непрерывного педагогического образования с ориентацией на третье поколение – развитие телекоммуникационных (сетевых, Интернет) систем;

наличие сети инновационных и экспериментальных площадок на базе практик, создающих среду опережающего профессионально-личностного развития;

развитая материально-техническая и учебно-лабораторная база учреждений непрерывного педагогического образования;

наличие многоканальных механизмов привлечения внебюджетных средств;

наличие системы мер закрепления учителей в педагогической профессии;

сформированный позитивный образ современного педагога.

5.3. Показатели социально-экономической эффективности Концепции

5.3.1. Оптимальная инфраструктура национальной системы непрерывного педагогического образования.

5.3.2. Профессиональный стандарт педагога и образовательные стандарты нового поколения, обеспечивающие качественно новый уровень профессионализма педагога.

5.3.3. Система инновационных образовательных технологий, обеспечивающая информационно-образовательную среду опережающего профессионального развития педагога.

5.3.4. Удовлетворенность субъектов образования и общественности уровнем компетентности специалистов образования.

5.3.5. Высокий международный рейтинг национальной системы непрерывного педагогического образования.

5.3.6. Высокий рейтинг учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров, в международных базах научного цитирования.

5.3.7. Высокое качество кадрового состава национальной системы непрерывного педагогического образования, увеличение докторов наук до 20 процентов.

5.3.8. Высокий социальный статус педагогической профессии и увеличение количества мотивированных и подготовленных абитуриентов.

5.3.9. Расширение перечня взаимовыгодных научно-образовательных связей с зарубежными партнерами.

5.3.10. Сокращение времени профессиональной адаптации молодых педагогов.

5.3.11. Более совершенная система карьерного роста педагогического работника.

5.3.12. Достижение международного уровня интенсивности дополнительного образовании.

5.3.13. Конкурентоспособная научно-образовательная продукция, ориентированная на коммерческий эффект.

5.4. Возможные риски и пути их предупреждения:

демографические проблемы (оптимизация структуры учреждений педагогического образования);

делегирование полномочий в учебно-научно-инновационном кластере (демонстрация преимуществ кластерного подхода организации непрерывного педагогического образования);

снижение интереса молодежи к научной деятельности (создание благоприятных условий, обеспечивающих внешнюю мотивацию; поиск и отбор одаренной молодежи);

экономические проблемы (расширение источников внебюджетного финансирования);

превращение педагогического образования в сферу услуг (усиление ценностно-ориентационного, смыслового компонентов содержания образования, обеспечение высокого качества подготовки специалистов образования).

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры